MarketingPRO.ru
http://www.marketingpro.ru
info@marketingpro.ru



 
НА РАБОТУ, КАК НА... КАТОРГУ?

19 Октября 2010

Что мы без работы и что работа без нас? Но даже любимая работа может достать так, что возникает желание сойти с дистанции. Недавно у меня состоялся разговор с 35-летним вполне успешным начальником отдела крупной финансовой компании. Он жаловался: "Работа надоела, я просто теряю время, вспахиваю чужое поле. А ведь я способен на большее". На вопрос: "Что конкретно тебе не нравится?" - он ответил: "Все. Иду на работу, как на каторгу".

Мы попытались разобраться в ситуации, посмотрев на нее с четырех сторон — через призму наших базовых потребностей: физиологических, ментальных, душевных и духовных.

 

Грубая материя

 

Удовлетворение материальных потребностей дает нам ощущение стабильности, надежности и безопасности. А значит, прежде всего надо понять, устраивает ли нас вознаграждение, гарантирует ли оно то качество жизни, к которому мы привыкли. При этом важны не только цифры, но и справедливая оценка работы — ведь мы инвестируем в компанию знания, опыт, силы. Одни вкладываются больше, другие меньше, поэтому нам важно, чтобы получаемые «дивиденды» соответствовали «вложениям».

 

Чтобы оценить другие значимые моменты нашей работы, надо на время ощутить себя «физическим телом» и задуматься, комфортно ли нам в том пространстве, где мы обитаем. Важны многие мелочи, например: где находится офис, удобно ли добираться? Приятно ли в него войти, пройти по коридору, сесть на свое место? Где стоит мой стол: у двери, где вечные сквозняки, или у окна? Какие картинки украшают стены, какие звуки доносятся с улицы? Все имеет значение, и для каждого важно свое. Один авиационный механик как-то рассказывал: «Когда я утром иду на аэродром и чую запах керосина, у меня сразу поднимается настроение». Кому-то другому этот запах наверняка отравил бы жизнь.

 

Игры разума

 

Рецепт успеха профессионала — делать то, что нравится, и делать это на все сто. Довольны ли мы результатами работы, научились ли чему-то за последнее время или просто тиражируем то, что делали много лет назад? Есть ли перспективы, возможность совершенствоваться, двигаться вперед? Не пропал ли драйв?

 

Мы все нуждаемся в оценке своего труда, без этого невозможны самореализация и самоактуализация каждого. Поэтому хорошо, когда в компании есть авторитетные люди, готовые к профессиональному диалогу, способные нас оценить, поддержать, люди, на которых можно равняться. И если нам говорят: «Да-а! Я бы так не смог», — этого бывает достаточно, чтобы возродить интерес к работе.

 

Бальзам на сердце

 

Даже если первые два вопроса — материальный и интеллектуальный — решены, но не решен третий — положительных эмоций, мы не сможем сказать, что счастливы в работе. В каждом коллективе особая атмосфера, культура отношений, «эмоциональный бульон», в котором все мы варимся. Задайтесь вопросом: радуюсь ли я, когда вижу коллег, руководителя, дает ли мне общение с ними силы жить и работать? Уважают ли меня в коллективе?

 

Кстати, вопрос «Ты меня уважаешь?» — совсем не праздный. Если одна из наших потребностей — в уважении и доверии — не реализуется, мы чувствуем себя несчастными. Нам важно знать, что мы кому-то небезразличны, эмоционально близки, что есть в коллективе люди, которые к нам прислушиваются, хотят общаться и т. д. Недоверие к «среде обитания» лишает нас сил, ощущения собственной значимости, возможностей для самовыражения, а кроме того, не дает почувствовать себя членом команды.

 

Делать мир лучше

 

Как бы пафосно ни звучал вопрос «Приношу ли я пользу людям?» — ответ на него играет особую роль. Нам необходимо докопаться до сути, понять, для чего мы работаем, не противоречит ли то, что мы делаем, нашим принципам. Ведь формулу «цель оправдывает средства» приемлют далеко не все. Возможно, я делаю что-то нужное, но при этом мне приходится переступать через ценности, которые я считаю важными. И тогда все остальное уже не будет иметь для меня такого большого значения.

 

Когда работа противоречит моральным принципам, люди ищут компенсацию в каких-то других сферах. К примеру, компания сбрасывает отходы в озеро, а владелец начинает заниматься благотворительностью. Срабатывает защитный психологический механизм: человек пытается компенсировать вред. Но никакая компенсация не разрешает конфликта ценностей.

 

В жизни все переплетено и предложенное деление на четыре критерия, конечно, условное — можно задать себе и другие вопросы. Главное, не пытаться ответить на все разом, а обдумать их спокойно и последовательно. Я всегда призываю к «дисциплине мысли», предлагаю высветить, как лучом

 

 

прожектора, какой-то один вопрос и сосредоточиться на нем, а все остальные в этот момент должны отойти на задний план. Только всесторонне рассмотрев одну проблему, можно переходить к следующей.

 

Так, наш герой, имевший хорошую должность и достойную зарплату, понял, что именно его угнетает — работа в стол: расчеты отдела анализа рисков, который он возглавлял, перестали учитываться при принятии инвестиционных решений, и он почувствовал себя не у дел.

 

Существует интересная закономерность: чем больше потребностей сотрудника компания удовлетворяет, тем сильнее он к ней привязан и тем больше будет ей отдавать. Поэтому и руководителю стоит подумать о подчиненных, пройдясь по четырем критериям. Уверена, он сможет открыть для себя много нового. А дальше — провести изменения: пусть не кардинальные, но адресные, способные повысить настрой каждого сотрудника, а значит, и эффективность работы компании.

 

 

 

"Ведомости"